Операторы курьерской доставки приехали в арбитраж
Рост бизнеса курьерской доставки и новые вызовы
В последние годы сфера курьерской доставки переживает значительный рост, что связано с общемировым увеличением онлайн-торговли. Эта тенденция обусловлена стремительным развитием технологий, изменением потребительских привычек и глобальной пандемией, которая поспособствовала переходу многих бизнесов в онлайн-формат. Однако, наряду с этим, возникают новые риски, связанные с недобросовестными практиками. На круглом столе, организованном Агентством Бизнес Новостей, представители отрасли, юристы и профобъединения обсудили актуальные вопросы и вызовы, с которыми сталкивается рынок.
Проблема исчезновения грузов
Исчезновение грузов в процессе транспортировки или после их получения становится все более распространенной проблемой. За последние 4 года и 5 месяцев зафиксировано краж грузов на сумму более 4,5 миллиардов рублей, согласно данным, представленным заместителем директора ИМПАКТ Алексеем Кожевниковым. Каждая кража наносит ущерб не только компаниям, но и их клиентам, подрывая доверие к системе курьерской доставки в целом.
Необходимость правовых изменений
Адвокат Игорь Штин подчеркивает необходимость четкого различения понятий «грузоперевозка» и «курьерская доставка» в законодательстве. Он обратил внимание на сложность, с которой сталкивается его клиент — ООО «Экспресс» — из-за размытости этих понятий в законе. Правовые пробелы могут приводить к недоразумениям и увеличению числа спорных ситуаций между курьерскими компаниями и их клиентами.
Кейс ООО «Экспресс»
Генеральный директор компании, Евгений Нижеметов, рассказал о ситуации, когда они получили иск на 25 миллионов рублей за «потерянный» груз. Груз был выдан верифицированному лицу, все документы были в порядке, но спустя полтора часа правоохранители начали расследование по поводу исчезновения груза. После нескольких судебных разбирательств сумма иска была уменьшена, однако проблемы остались, так как стоимость перевозки не покрывала убытки. Этот случай иллюстрирует, как недостаточная правовая защита может негативно сказаться на бизнесе.
Сложности с уголовным делом
Участники встречи отметили, что арбитражный суд продолжает рассматривать дело, несмотря на то, что уголовное расследование не завершено. Это вызывает вопросы о правомерности действий суда. Также было подчеркнуто, что возбуждение уголовных дел по фактам мошенничества происходит крайне медленно и часто требует дополнительных усилий. В рабочем формате обсуждались предложения по улучшению таких процессов и ускорению судебных разбирательств.
Новые схемы мошенничества
Обсуждение показало, что мошеннические схемы зачастую касаются нескольких участников и имеют коррупционные составляющие. Евгений Нижеметов отметил, что физически невозможно проверять все грузы, особенно при большом потоке клиентов. Это создает возможности для недобросовестных действий со стороны отдельных участников рынка.
«Практически на всех крупных онлайн-площадках действуют системы по борьбе со страховым мошенничеством. Однако в сфере курьерской доставки возможности для адекватной аналитики и оценки рисков минимальны, что сдерживает страховые компании от активного участия», — заявил Константин Алтунин, первый заместитель директора филиала Страхового Дома ВСК.
Итоги обсуждения
Эксперты пришли к выводу, что необходимо государственное вмешательство. Судебная система должна учитывать случаи, когда груз перевозится без объявления оценочной стоимости и без страхования, но при этом на него могут предъявляться многомиллионные иски. Мошеннические схемы остаются актуальными и развиваются в новых сегментах экономики, включая рынок курьерской доставки.
В России наблюдается рост случаев мошенничества в сфере курьерской доставки. Например, петербургский предприниматель Эльдар Караханов столкнулся с кражей груза стоимостью в десятки миллионов, воспользовавшись услугами компании «Экспресс.М». В результате он был вынужден обратиться в суд.
Сообщение Операторы курьерской доставки приехали в арбитраж появились сначала на Гражданин и закон.